Безусловно, организация дистанционного обучения заставляет педагога адаптировать свою методику преподавания к изменившимся условиям, связанным с отказом от традиционной классно-урочной системы.
В условиях дистанционного образования очень важно обеспечить обратную связь с учениками. Выход на прямую связь с классом, используя трансляцию урока в реальном времени или организуя видеоконференцию, на мой взгляд, не может достойным образом охватить всех детей: у многих нет видеокамеры, с телефона не получается осуществить качественный просмотр и выполнение указаний педагога, дети отвлекаются, при большом количестве пользователей снижается качество связи. Хотя для индивидуальной работы вполне подходит использование возможностей Skype или проведение онлайн урока на платформе Uchi.ru, трансляции Вконтакте. Поэтому оптимальным вариантом является запись урока и выкладывание видео в Сеть в назначенное для него расписанием время (https://vk.com/topic-193362021_40431485?offset=40&z=video-193362021_456239020%2Fb4dd248dd357d88019). Учитель в течение 15-20 минут подробно инструктирует детей о том, что нужно делать в конкретный момент, начиная с оформления тетрадей, организации актуализации знаний (например, выполнение грамматических разборов с последующим назначением конкретных учеников отправить фото разборов на оценку раньше остальных), вплоть до объяснения нового материала, обращения к конкретным страницам учебника, имитации совместного чтения, выполнения упражнений. По завершении детьми просмотра видео учитель выкладывает в комментариях к нему правильные ответы на выполняемые в классе упражнения, разборы и иные задания, предлагая школьникам провести самопроверку. Закрепление происходит на платформе «Якласс» - задание дается на сутки, чтобы каждый, у кого в конкретный момент не получается выйти на платформу, мог выполнить его в течение дня. Другим вариантом проведения урока является размещение в тематическом обсуждении подобранных уже готовых видеороликов по конкретным темам (подготовленных проектом «Инфоурок», например), прописывание заданий. Обязательным условием является предоставление с их стороны «отчетности»: фото тетрадей, видеозаписи чтения стихотворений (https://cloud.mail.ru/stock/3K6v2KsLuEhGR7KcmEteB4s1) и др. Можно также предлагать школьникам пройти тестирование, решить кроссворды на платформе «Onlinetestpad» (https://onlinetestpad.com/hniuixoaczino). Здесь не требуется регистрации детей, ввода адреса электронной почты, нужно только внести фамилию и имя.
Для организации обратной связи с обучающимися возможно использование тестов посредством платформы Google Classroom (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdivYDNDvwqoW9inkB5w91ajcw-G6BUZNGXWU0f3gs2o0XvFw/viewform). Это очень простой способ проверить усвоение материала как для учителя, так и для детей. В «кабинете» учителя собирается статистика, кто прошел тестирование и насколько успешно.
По русскому языку эффективно использование портала «Решу ЕГЭ» с выставлением условия: каждому ученику предлагается свой вариант (https://rus-ege.sdamgia.ru/teacher?id=15795958).
Дистанционное образование – это не только связь по почте, общение в Zoom, Вконтакте, но и целая система, подразумевающая сложное взаимодействие всех участников образовательного процесса в особом интерфейсе с возможностью интерактивной проверки внимания и полученных знаний. Поэтому спецификой конкретного предмета, конкретной темы, особенностями класса, личности учителя, техническими возможностями сторон определяется обоснованность выбора форм дистанционной образовательной работы. |